2. Цель и задачи
мониторинга
2.1. Целью мониторинга
является создание оснований для анализа, обобщения состояния образовательного
процесса в школе, прогнозирования тенденций развития, принятия обоснованных
управленческих решений по достижению качественного образования.
2.2. Для достижения
поставленной цели решаются следующие задачи:
- Организация
наблюдений и измерений, получение достоверной и объективной информации об
условиях, организации, содержании, результатах образовательного процесса, об
уровне удовлетворения образовательных потребностей родителей, обучающихся;
- Систематизация
информации, повышение её оперативности и доступности;
- Оптимизация информационных потоков, формируемых на различных уровнях образовательной системы школы;
- Использование и
разработка единых нормативных материалов, диагностического
инструментария;
- Создание системы
мониторинговых
исследований на всех
уровнях образовательной системы школы;
- Координация
деятельности всех субъектов мониторинга в школе;
- Совершенствование технологии информационно-аналитической деятельности на основе внедрения информационных технологий;
- Своевременное выявление изменений
в системе образования
школы и вызвавших их факторов;
- Обеспечение
органов управления, организаций, заинтересованных граждан социально значимой
информацией, полученной в ходе мониторинга.
3.
Объекты мониторинга
Объектами мониторинга в школе
являются:
3.1. Структурные
элементы образовательной системы (ученик, педагог, руководитель ШМО. службы;
класс, параллель классов, образовательная ступень, группа спецкурса-
факультатива, кружка; члены ШМО, педагогический коллектив, управленческий аппарат, родители и родительские
коллективы).
3.2. Компоненты образовательного процесса:
Условия : материально-технические, санитарно-гигиенические, нормативно-правовые, кадровые, финансовые, учебно-методические, информационные; Организация
УВП (контингент, режим
работы, расписание, распорядительно-организационная
документация);
Содержание средства
образования (учебные и
образовательные программы, планы, УМК, дидактические и диагностические
материалы и др.);
Результаты образовательной, творческой, методической, инновационной, экспериментальной деятельности (текущие
и итоговые, состояние
здоровья, функциональное состояние субъектов УВП. уровень социализации,
культуры и др);
3.3. Характеристики
коммуникативных процессов (учитель-ученик, учитель-родитель, ученик-ученик, учитель-администрация
и др.).
3.4. Процессы функционирования и развития образовательной
системы школы и управления ею.
3.5. Взаимодействие школы с социумом.
4. Основные
направления мониторинга
В зависимости от цели, уровня осуществления, объекта, выделяются следующие направления (блоки)
мониторинга:
- Соблюдение
законодательства в сфере образования;
- Обеспечение
обязательности основного общего образования;
- Состояние
здоровья обучающихся и учителей;
- Оснащенность
образовательного процесса;
- Уровень
образовательных достижений;
- Уровень
воспитанности обучающихся;
- Профессиональная
компетентность и культура педагогов;
- Состояние делопроизводства:
- Организация управленческой деятельности;
- Социокультурная и досуговая деятельность;
- Эффективность воспитательной системы школы, класса, семьи;
- Выполнение
социального образовательного заказа;
- Психологический
климат образовательной системы;
- Инновационная,
методическая, экспериментальная деятельность;
- Реализация
программы развития и др.
5.
Информационный фонд мониторинга
5.1. Реализация
мониторинга предполагает организацию постоянного накопления
. данных на основе:
- Отчетности утвержденной
нормативными актами федерального уровня (Госкомстат, МО РФ. Министерства
финансов РФ и др.);
- Отчетности
утвержденной нормативными актами муниципального уровня (районная администрация, Управление
образования);
- Документов и материалов, полученных в ходе
лицензирования, аттестации-аккредитации школы: государственной итоговой
аттестации выпускников; повышения квалификации и аттестации педагогов и
администрации школы;
- Результатов
тестирования, обследований, осуществляемых по запросам федеральных,
региональных, муниципальных органов власти;
Результатов обследований, предусмотренных программой
развития школы, годовым планом работы:
- Результатов специально организованных
мониторинговых исследований.
5.2. Формирование информационного фонда на основе других
мероприятий и показателей: может осуществляться
на основе договоров с органами Управления образования района, другими организациями и учреждениями.
5.3. Информационный фонд нижнего уровня
управления доступен для вышестоящего в рамках,
предусмотренных законодательством и нормативными актами.
5.4. Для пополнения
информационного фонда школы заранее определяются сроки, формы сбора и
представления информации, предупреждаются все участники обследований
6.
Организация и управление мониторингом
6.1.
Руководство мониторингом находится в компетенции научно-методического совета школы, который:
• Разрабатывает концептуальные основы мониторинга в школе;
• Организует
разработку и сбор нормативных и методических материалов и обеспечивает ими всех субъектов мониторинговых
исследований;
• определяет объем и структуру информационных
потоков в образовательной системе школы:
• Планирует и
организует комплексные мониторинговые исследования;
• Организует научно-методическое обеспечение мониторинговых исследований;
• Организует
распространение информации о результатах мониторинга.
6.2. Мониторинг организуется с учетом целей и задач каждого уровня
управления в школе.
6.3. Мониторинг
осуществляется руководителями и специалистами служб и ШМО, классными руководителями и воспитателями,
учителями, руководителями кружков, факультативов, специальных курсов в
ходе образовательной деятельности. В их компетенции - системное представление о
состоянии и деятельности структурного подразделения, группы, класса в
соответствии с ГОС и внутришкольными требованиями к УВП и качеству его
результатов; выработка аналитической и прогнозной информации в ее
психолого-педагогической интерпретации; корректирование процесса обучения и
воспитания в интересах растущей и развивающейся личности школьника.
6.4. Периодичность, показатели, формы сбора и представления
информации определяются администрацией школы.
6.5. Лица,
осуществляющие мониторинг, несут персональную ответственность за достоверность
и объективность информации. Лица, организующие мониторинг, несут персональную
ответственность за использование данных мониторинга, их обработку, анализ и
распространение результатов.
6.6. С учетом изменений, происходящих в образовательном
процессе школы, возможен пересмотр системы показателей мониторинга,
совершенствование методов и направлений исследований
6.7. По результатам
мониторинга готовятся аналитические материалы (сборники, служебные записки), в
формах, соответствующих целям и задачам конкретных исследований. Указанные
материалы содержат аналитическую информацию и предложения,
решение которых находится в компетенции органов управления и самоуправления
школы.
6.8. Мониторинг предполагает
широкое использование современных информационных
технологий на всех этапах: сбор, обработка, хранение, использование информации.
Хранение и оперативное использование информации осуществляет посредством
электронной связи и регулярно пополняемых электронных баз данных.
|