Муниципальное образовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 42
п. Решетиха Володарского района Нижегородской  области



Школьное научное общество
Проект по психологии и филологии  "Мир школьных прозвищ"
Презентация проекта

   Автор: Курепина Дарья, обучающаяся 9 «А» класса МОУ СОШ №42. 
  Руководитель: Васильева А.К., учитель русского языка и литературы
Содержание
 Введение                                                                                                 
1. Пояснительная записка                                                                  
1.1. Область исследования, объект исследования                                                  
1.2. Актуальность темы                                                                                             
1.3. Формулировка цели и задач исследования                                                      
1.4.. Этапы исследования. Методы исследования                                                 
2. Теоретические исследования                                                          
2.1. Из истории собственного имени                                                                        
2.2. Отличие имени от прозвища                                                                               
2.3. Особенности прозвищ как языкового явления                                                  
 3. Практические исследования                                                              
3.1. Проведение анкетирования с целью                                                                 
- выяснения наличия прозвищ у школьников                                                              
- выяснения времени и причин появления прозвищ                                                   
-выяснения отношения школьников к прозвищам
4. Психолог о прозвищах
4.1. Как влияют прозвища на детей?
4.2. Советы психолога
5. Вывод
6. Список используемой литературы
7. Приложения
Введение
  - Меня зовут Алиса, и я…
- Довольно дурацкое имя!- нетерпеливо перебил её Шалтай. - Что оно означает?
-Разве имя должно что-нибудь означать? - спросила озадаченная Алиса.
- Вне всякого сомнения,- фыркнул Шалтай- Болтай. - Лично моё имя указывает на ту форму, которая мне присуща. Потрясающая форма! А с таким именем, как у тебя, можно оказаться какой хочешь формы, даже самой уродливой.
Л.Кэрролл «Алиса в Зазеркалье»
            Имена собственные занимают особое место в языке. Они служат для наименования предмета или лица. Это одна из самых распространенных и важных функций языка. Этой функцией пользуется каждый человек в течение всей жизни. Следовательно, очевидна необходимость изучения и научного осмысления этой функции.
            Изучая дополнительную литературу, я узнала, что в языкознании выделяется особая отрасль – ономастика, которая изучает собственные наименования. Собственные имена людей изучает ее раздел – антропонимика.
Исследования ученых в этих областях достаточно широко представлены в научных пособиях, но в школьном курсе русского языка не достаточно информации об именах собственных. Совсем не исследованы причины возникновения прозвищ.
            Однако изучение прозвищ необходимо, так как прозвища широко распространены в школьной среде, особенно в подростковом периоде. Иногда они (прозвища) являются причиной разногласий и раздоров школьников, создают трудности в общении, так как школьник может оценивать свое прозвище как обидное.
Это обусловило выбор темы моей научно-исследовательской работы: «Мир школьных прозвищ».
1. Пояснительная записка
1.1.
Область исследования – имена собственные как слой лексики, тесно связанный с жизнью каждого человека.
Объект исследования – система прозвищ, существующая в школьном подростковом возрасте в данный период времени.
База исследования – учащиеся 6,7,9 классов МОУ СОШ №42 п.Решетиха.
1.2. Актуальность:
-  прозвища широко распространены среди школьников, однако их происхождение, особенности мало изучены и недостаточно представлены в школьных учебниках русского языка.
-   возникновение прозвищ – это явление, которое присутствует повсюду, и знакомство с этим явлением поможет расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания по русскому языку в целом.
-  исследование прозвищ школьников позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное рядом с собой.
- работа по теме позволяет выяснить отношение школьников к прозвищам, а, следовательно, возможно выявить проблемы, возникающие в процессе общения детей при упореблении прозвищ.
1.3. Цель исследования
Изучить наличие прозвищ и особенности их происхождения у школьников 6,7,9 классов, проанализировать отношение к прозвищам.
Гипотеза
Существует мнение, что прозвище – категория вечная, оно существует всегда и повсюду, особенно широко прозвища распространены среди школьников. Так ли это?
Задачи:
  • изучить научно-популярную литературу по данной теме;
  • провести анкетирование с целью изучения особенностей и происхождения прозвищ;
  • выявить, все ли школьники в подростковом периоде имеют прозвища;
  • составить картотеку школьных прозвищ;
  • проанализировать отношение школьников к прозвищам;
  • подобрать психологические рекомендации ребятам, не принимающим свое прозвище.
1.4. Этапы исследования
Декабрь – изучение научно-популярной литературы, подбор теоретического материала.
Январь – проведение анкетирования, обработка результатов.
Февраль – написание научно-исследовательской работы.
Методы исследования:
- метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы, наблюдение);
- анкетирование;
-анализ;
- сравнение;
- статистические исследования (подсчет, вычисления).
2. Теоретические исследования
2.1. Из истории собственного имени
            Имена людей – часть истории народа. Каждый человек, живущий на Земле, имеет минимум одно имя. Имя человека – своеобразный социальный знак. Им принято дорожить. История знает немало примеров, когда, за право носить то или иное имя или фамилию, шла жестокая борьба. Даже в малоцивилизованных племенах безыменный человек утрачивает многое из своих прав. Простой пример: у индейцев племени квакиютль человек, берущий взаймы, должен оставить в залог не что-нибудь, а свое имя! И пока он долга не вернет, все члены племени считают этого человека безыменным и по имени не называют.
            Когда родители выбирают имя ребенку, они хотят, чтобы оно было добрым, ласковым, памятным, чтобы, как словесный талисман, призывало быть счастливым и мудрым.
            Имя дается человеку при рождении, и сам человек никак не определяет, каково будет его имя. В определенный период жизни человеку кроме имени, данного при рождении, дается прозвище. Почему это происходит?
2.2. Отличие имени от прозвищ
           Собственное имя имеет общее значение, не указывая на отличительный признак людей, носящих одно и то же имя. Кроме того, люди с разными внешними признаками и разными внутренними качествами могут носить одинаковое имя. Связь имени и человека-носителя этого имени весьма неопределенна и приблизительна. Говорящим неизвестно, почему данный человек назван именно так, а не иначе. Как подтверждение этого отрывок из сказки Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье»:
«- Меня зовут Алиса, и я…
- Довольно дурацкое имя! - нетерпеливо перебил её Шалтай. - Что оно означает?
- Разве имя должно что-нибудь означать? - спросила озадаченная Алиса.
- Вне всякого сомнения, - фыркнул Шалтай-Болтай. - Лично моё имя указывает на ту форму, которая мне присуща. Потрясающая форма! А с таким именем, как у тебя, можно оказаться какой хочешь формы, даже самой уродливой».
          До принятия христианства на Руси были распространены такие имена, которые отражали различные свойства и качества людей, особенности характера, поведения, речи, физические достоинства и недостатки, время и очередность появления ребенка в семье. Например, в древности (до принятия христианства) у русских были личные имена Медведь, Волк, Заяц, Короб, Ждан, Меньшой, Завьял - вялый, Балуш – баловник, Яруха – злой, Батура – упрямец и т. п. После крещения Руси в Х веке среди русских и других восточных славян в обязательном порядке стали вводиться церковью личные имена  в честь православных святых. Например: Александр, Петр (греч.), Виктор, Марина, Татьяна (лат.); Святослав, Любовь (слав.) и др.  Церковь стала признавать только эти узаконенные, так называемые канонические имена иностранного  происхождения.  Дохристианские имена, как следы язычества, должны были исчезнуть. И после принятия христианства имена «дохристианские»  могли даваться как прозвища: Медведь – крупному сильному человеку, Волк – одинокому и в какой-то мере хищному, Заяц – человеку небольшого роста, трусливому, Короб – плотному, норовящему все копить. Бывали также прозвища по профессии: Токарь, Кожевник, Плотник. Такие прозвища переходили на потомков именуемого и превращались в фамилии.
          Прозвище – неофициальное имя человека. В словаре Сергея Ивановича Ожегова дается такое определение: «Прозвище – название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству». В отличие от имени, прозвище отражает не желательные, а реальные свойства и качества носителя и фиксирует, таким образом, особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих. Людям прозвища могут даваться в разные периоды их жизни, и во многих случаях известны ограниченному кругу людей. Кроме того, люди с разными внешними признаками и разными внутренними качествами могут носить одинаковое имя. Связь же имени и человека-носителя этого имени весьма неопределенна и приблизительна. Говорящим неизвестно, почему данный человек назван именно так, а не иначе.
2.3. Особенности прозвищ как языкового явления
            Прозвище – явление вечное, оно существует всегда и везде и может возникать в любом коллективе. Даже в случайно собравшейся группе людей (в магазине, на вокзале) кто-либо из присутствующих может легко получить прозвище, выделяясь из общей массы своей внешностью, бросающимся в глаза поведением, подвижностью, речью и т. д. Такие прозвища долго не живут. Люди расходятся, и прозвище забывается. Но там, где люди постоянно общаются друг с другом, прозвища могут быть устойчивыми. Устойчивы прозвища у некоторых людей с характерной внешностью или манерами.
            Н.В. Гоголь писал: «Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света, и как уж потом ни хитри и ни облагораживай свое поприще, – ничто не поможет: каркнет само за себя прозвище во всё воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица». («Мертвые души», т.1, гл.5)
             Первые в жизни прозвища дети получают от родителей и близких  людей. Каждый маленький ребенок наделяется разными именами, ни одно из которых не является его официальным именем (карапуз, егоза, слюнявчик).
            Существуют персональные прозвища и групповые (семейные, родовые, коллективные). Например, «буквари» (дети начальных классов – коллективное прозвище). В работе лингвиста  К. Н. Давыдовой прозвища делятся на три группы:
1) прозвища, которые относятся к жителям некоторых населенных пунктов в целом
2)  прозвища, относящиеся к отдельным семьям, - «семейные прозвища 
3)  прозвища, относящиеся к отдельным лицам, - «личные прозвища»
             Но как возникают прозвища? Исследования ученых показали, что существуют четыре основных принципа происхождения прозвищ:
1. По внешнему признаку
2. По различным (чаще отрицательным) свойствам характера, поведения
3. По линии внутренних качеств
4. По особенностям речи
5. По месту прежнего местожительства
6. По прозвищу кого-либо из родственников 
            Но есть и другие номинации: по физическим, интеллектуальным качествам, по событиям или случаю из жизни.
            Как правило, прозвище появляется у человека в подростковый период.  Прозвища - чрезвычайно важная часть мира детей. Прозвища изобретаются детьми для детей. Прозвища существуют во всех школах, во всех классах, городах и селах. Бывает, прозвище настолько прочно закрепляется за человеком, что его вообще по имени перестают называть. Есть довольно популярные прозвища, например, Плакса, Мелкий, Серый.  Функции, которые они выполняют при этом:
- выдвижение  лидеров микросообщества,
- выделение из группы отвергнутых людей,
- различение детей с одинаковыми именами,
- подчеркивание преемственности по родовой линии,
- поддразнивание и унижение,
- проявление симпатии.
3. Практические исследования
3.1.  Школьники 6,7,9 классов отвечали на вопросы анкеты с целью выявления наличия прозвищ:
1. Фамилия. Имя. Отчество. Класс
2. Есть ли у вас прозвище? Назовите его.
3. Когда оно у вас появилось? (в школе (класс), до школы) Кто дал вам прозвище?
4. В связи с чем оно у вас появилось?
а) образовалось от фамилии;
б) образовалось от имени;
в) дано по поведению;
г) дано по внешности;
д) дано по поступку.
5. Менялось ли у вас прозвище?
6. Считаете ли вы его обидным?
7. Употребляете ли вы прозвища?
а) никогда не употребляю, так как для этого есть имя;
б) употребляю, если  только человек  не против;
в)  употребляю, даже если это не нравится человеку;
г) мне все равно, никогда не задумывался над этим. 
8. Закончите предложение "Я считаю, что прозвище это -…"
а) свидетельство невоспитанности того человека, который называет другого не по имени;
б) свидетельство неуважения к тому, к кому обращаются;
в) свидетельство того, что человек популярен в коллективе (группе, классе, компании);                            
г) нормальное явление, на него не следует обращать внимание.
9. Нужны ли прозвища?
            По итогам проведенного анкетирования  была составлена картотека школьных прозвищ (приложение №1)  и  выявлены следующие результаты:



     Анализируя результаты анкеты,  мы выявили, что, если раньше прозвища давались по имени или профессии предка и передавались по наследству, то теперь большинство прозвищ   дается   школьникам от их фамилий и имен. Например, Кулаша , Дрон ,Хоттабыч ,  Суслик, Карась, Симон, Матвей.
        На втором месте находятся прозвища, данные школьникам по их внешнему виду: 220 вольт, Песик, Длинноногая, Пудель.
        Следующее место занимают прозвища, данные по поступкам, чертам характера и в зависимости от случая: Пушкобрюк, Гарик, Валя, Get-fan. 
         Часть ребят выбрала себе прозвища - ники, используемые в интернет – общении: cafe, Niki, Kenny, dj Mix
         Как правило, даются  ребятам прозвища в школе друзьями и одноклассниками.
          Прозвища создаются школьниками очень активно, что в значительной степени объясняется психологическими свойствами детей переходного возраста – стремлением к необычному, новому, что проявляется в речевом поведении подростков и молодежи.
4. Психолог о прозвищах
4.1.  Как влияют прозвища на детей?
        По мнению психолога, прозвище может быть как приятным для человека, так может и нанести ему ужасную психологическую травму. Но все же главное – это реакция самого человека на прозвище. Зависит она от темперамента человека – меланхолик, к примеру, будет плакать, а холерик полезет в драку, а также от отношения с человеком, давшим прозвище. В основном прозвища появляются в переходном возрасте, с 12 лет, когда человеку очень важно общение с другими, ведь прозвище несет на себе очень важную коммуникативную функцию, и прозвищный обмен становится своеобразной игрой.  Но иногда прозвище так прикрепляются к человеку, что мало кто зовет его по имени, и имя, само по себе содержащее эмоциональную окраску, отходит на второй план. По мнению психолога, прозвище – это всегда плохо, ведь у человека есть свое имя
4.2. Советы психолога
  • Самое главное - не поддавайся эмоциям. Если ты в ответ на насмешки будешь злиться, кричать или, что ещё хуже, плакать, это ещё больше подстегнёт дразнильщиков, ведь им только того и нужно - "достать" тебя. И если им это удастся, тогда уж точно от тебя долго не отстанут. Лучше всего, если ты просто не будешь обращать внимания на обидные слова. Ведь если дразнилки не достигают цели, то становятся просто-напросто неинтересными, и скорее всего одноклассникам вскоре просто наскучит наделять тебя разными прозвищами. Что и говорить, сохранить хладнокровие, когда на тебя со всех сторон сыплются насмешки, очень нелегко, но результат того стоит.
  • Если кто-то из ребят вдруг ни с того ни с сего, без видимой причины, начал тебя дразнить и обижать, можешь подойти к обидчику и спросить, почему он так говорит о тебе. Может быть, ты сам ненароком его оскорбил и теперь он тебе мстит за это?  Главное, разговаривать нужно спокойно и вести себя уверенно.
  • Ещё один способ заставить дразнильщиков отстать от тебя - научиться отвечать обидчику так, чтобы у него больше не возникало желания к тебе приставать. Речь идет не о том, чтобы набрасываться на недругов с кулаками, главное оружие здесь - меткое слово и чувство юмора. Например, если кто-то из ребят обозвал тебя обидным прозвищем, ты отвечаешь ему так, что твой обидчик сам становится посмешищем для окружающих. После такого случая вряд ли ему или ещё кому-то из ребят захочется задирать тебя - ведь никто не любит, чтобы над ним смеялись.
  • И последнее: а не приходилось ли тебе самому  издеваться над кем-нибудь или принимать участие в травле какого-нибудь мальчика или девочки? Если да, то знай, это не делает тебе чести. К тому же если сегодня обижаешь ты, то завтра могут обидеть тебя - представь, что бы ты ощущала, окажись на месте объекта насмешек и издевательств. Особенно жестоко и гадко - издеваться над людьми с физическими недостатками, ведь человек не виноват, что хромает или выговаривает не все буквы, он и так переживает из-за этого, а тут ещё и глупые ребята со своими насмешками.
5. Вывод
          Как и многие другие социальные явления, система прозвищ, вероятно, является не только формой солидарности, но и источником иных форм социальной активности, например поддразнивания и унижения. Одно и то же прозвище может служить проявлением симпатии и быть средством оскорбления. Хотя и оскорбление выступает своего рода признанием.
          Людям прозвища могут даваться в разные периоды их жизни, и во многих случаях известны довольно ограниченному кругу людей. Например, только коллективу класса или только друзьям. Многие люди имеют несколько прозвищ, и каждое из них, похоже, связано с принадлежностью к определенной группе.
          Кто придумывает прозвища? Ограниченные данные, которыми располагают лингвисты, позволяют предположить, что существует некто, кому детским сообществом выдана своего рода лицензия на присвоение прозвищ. Попытки всех остальных придумывать прозвища, как правило, оканчиваются неудачей. Проанализировав прозвища, существующие в настоящее время в нашей школе, выяснив причину их появления, мы бы хотели  помочь  ребятам не реагировать на них болезненно и обратиться  при необходимости к советам психолога.
6. Список используемой литературы
1. Голанова Е.И. Как возникают слова. – М., 1989.
2. Горбаневский М.В. В мире имен и названий. – М.,1983.
3. Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. – М.,1984.
4. Ожегов С.И.. Словарь русского языка. – М.,1984.
5. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.,1976.
6. Суслова А.В., Суперанская А.В. Современные русские фамилии. – М.,1984.
7. Шанский Н.М. Слова, рожденные Октябрем. – М., 1980.
Телефон
8(83136)4-74-84
E-mail Volschool42@mail.ru
Юридический адрес:
Нижегородская область
Володарский район
п.Решетиха пр. Кирова д. 3А

Hosted by uCoz